Роль предмета "химия" в будущей жизни учеников

Роль предмета "химия" в будущей жизни учеников

Химия — это наука, изучающая превращения веществ. Повсюду, куда бы ни обратили свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах. В условиях современного мира нельзя представить нашу жизнь без бытовой химии, будь то стиральный порошок, парфюмерия или другие средства. Развитие химии началось ещё в древности. Самое первое ее направление– металлургия. Большую роль играет химия в развитии фармацевтической промышленности: основную часть всех лекарственных препаратов получают синтетическим путем. Благодаря химии совершены многие перевороты в медицине. Исключительно большое значение химия имеет в сельском хозяйстве. Современное развитие строительства трудно представить себе без использования продукции химической промышленности. Благодаря химии происходит увеличение пищевого ресурса с уменьшением необходимого для этого сырья. Ещё Ломоносов говорил «ШИРОКО ПРОСТИРАЕТ РУКИ ХИМИЯ В ДЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ…»

Как в свете современного рынка труда просматривается мой предмет? Мой ученик — это будущий студент медицинского, технического, технологического или же педагогического высших и средних учебных заведений, это будущий почвовед, геолог, криминалист, нефтехимик, газодобытчик, фармацевт, лаборант, работник пищевой, легкой, тяжелой промышленности, а может быть, учитель.

Но конечно эти специальности выберут далеко не все ребята, а скорее даже единицы. Для подавляющей части обучающихся происходит снижение статуса естественнонаучных дисциплин, которые оценивают их как «бесполезные, рутинные и лишние, не имеющие ничего общего с жизнью». Поэтому кроме изучения фундаментальной (теоретической) химии на уроках целесообразно выполнять практико-ориентированные задания прикладного, межпредметного характера и решать ситуационные задачи. Я надеюсь, такой подход научит моих выпускников бытовой химической грамотности и позволит им в будущем отвечать на несложные жизненные вопросы. Как правильно выбрать зубную пасту, Как сделать борщ красным, можно ли варить кислые щи в алюминиевой посуде, как правильно поступать с разбитым ртутным градусником, можно ли употреблять в пищу ламинарию, выброшенную на берег Авачинской бухты, как действовать при выбросе химических веществ с предприятий и т.д.

И даже если моему выпускнику не придётся в жизни столкнуться и с подобными вопросами, не стоит забывать, что химия — одна из важных областей естествознания. Без знаний по химии, невозможно формирование полноценной научной картины мира, а соответственно, невозможно полноценное образование и формирование современного интеллектуального человека. Обучение химии способствует развитию исследовательских компетенций, мышления (анализу и синтезу, сравнению и обобщению, выдвижению и подтверждению или опровержению гипотез и т. д.). На уроках формируется основа самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Изучение химии развивает самостоятельность, трудолюбие, добросовестность и интерес к знаниям в целом. Таким образом, на уроках химии кроме получения учениками теоретических знаний происходит формирование умений для повседневной жизни, развивается совокупность способов действий, обеспечивающих способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Котова Екатерина Викторовна, учитель химии МАОУ «Средняя школа № 27»

00:55
180
Нет комментариев. Ваш будет первым!