Лазо Виктория Сергеевна - учитель начальных классов

Лазо Виктория Сергеевна - учитель начальных классов


Статья «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

Одна из главных задач, стоящих перед общеобразовательными
учреждениями России, – подготовка ответственного гражданина, способного
самостоятельно мыслить и оценивать всё происходящее, строить свою жизнь и
деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и
требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно
связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому
способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. В
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России сформулирована высшая цель воспитательного процесса в образовательных
учреждениях нашего государства – “высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской федерации”. Мы знаем,
что развитие любой страны зависит от того, насколько сильно привито
подрастающему поколению чувство любви к Родине, своему народу, родным, чувство
ответственности перед будущим. Если XX в. был эпохой научно-технических и экономических
достижений, то XXI в. должен стать эпохой возрождения нравственности и духовности, признания
человека, его прав и свобод высшей ценностью на земле.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных
задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного,
инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется
внимание на изучение и реализацию программы “Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации”. Государственная программа, «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы „является
продолжением государственных программ “Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2001 — 2005 годы» и «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы», сохраняет непрерывность
процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских
граждан как одного из факторов единения нации. Программа включает комплекс
правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и
информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему
развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан,
направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы
формирования их активной жизненной позиции. Проведение единой государственной
политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации
обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой,
непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти,
органов местного самоуправления и общественных организаций. В стране в основном
создана система патриотического воспитания граждан.
В большинстве субъектов Российской Федерации образованы и
работают региональные координационные советы и центры патриотического
воспитания. Приняты и реализуются долгосрочные ведомственные и региональные
программы патриотического воспитания, нормативные правовые акты в области
патриотического воспитания, а также созданы условия для организационного,
информационного, научного и методического обеспечения патриотического
воспитания.
Совершенствуется организация патриотического воспитания.
Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного
творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Для проведения мероприятий
патриотической направленности используется потенциал центров традиционной
народной культуры, театров, библиотек и музеев.
Возобновилось
проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на
военно-патриотическое воспитание молодежи. Возрождаются традиционные, хорошо
зарекомендовавшие себя в прошлом формы воспитательной работы. В деятельности
органов государственной власти широко внедряются инновации в воспитательной
работе. В системе патриотического воспитания граждан возрастает роль трудовых
коллективов. Улучшается работа со студенческой молодежью. Молодые люди активно
работают в общественных объединениях, деятельность которых направлена на
патриотическое воспитание граждан. Патриотизм призван дать новый импульс
духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского
общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к
организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является
актуальной задачей.
Вместе с тем в
настоящее время мы еще не можем утверждать, что созданная система формирования
патриотического сознания у школьников эффективно функционирует. Патриотизм еще
не стал в полной мере объединяющей основой общества. Это свидетельствует об
актуальности проблемы формирования патриотического сознания у молодого
поколения и необходимости продолжения работы, направленной на решение всего
комплекса проблем патриотического воспитания.
Ежедневные наблюдения за подрастающим поколением в
процессе обучения, изучение круга интересов, запросов, анкетирование с целью
выявления положительных идеалов свидетельствуют о низком уровне
сформированности патриотического сознания у школьников. Новое поколение
демонстрирует поверхностное знание истории Отечества, национальных обычаев,
традиций, культуры, мечтает уехать за границу не только на учебу или работу, но
и на постоянное место жительства. Под сомнение большинством из них ставится
необходимость защиты Отечества, то есть выполнение одной из важных
конституционных обязанностей граждан, а служба в Российской Армии не
воспринимается молодежью как почетная обязанность.
Приходится
констатировать, что наблюдается
несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность школьной
системы воспитания по формированию патриотического сознания у учащихся;
образовательные учреждения испытывают недостаток в методическом обеспечении,
особенно в части подготовки и переподготовки специалистов в области
патриотического воспитания. Значит, необходимы изменения в системе
воспитательной работы общеобразовательных учреждений, создание целостной
системы формирования патриотического сознания у учащихся. Все это
свидетельствует об актуальности проблемы формирования патриотического сознания
у школьников в период обучения их в общеобразовательных учреждениях.
Патриотизм — это
любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам
и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
На личностном
уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека,
выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения, обращение
к “ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам”, которые лежат в
основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего
школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная
формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина
и патриота России.
Ценностные
ориентации — компонент направленности личности. Это разделяемые и внутренне
принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию
условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Ценностные
ориентации служат опорными установками для принятия решений и регуляции
поведения. Субъективное предпочтение тех или иных ценностей — начало
определения иерархии ценностных ориентаций: семья, богатство, творчество,
карьера, честь, совесть, здоровье, интимные отношения, заботы о других и т. д.
Непротиворечивость ценностных ориентаций — показатель устойчивости личности. В
системе ценностных ориентаций каждого человека происходят изменения, есть своя
динамика и развитие.
В структуре ценностных ориентаций личности обычно
выделяют следующие интегративные компоненты: интеллектуальный, объединяющий когнитивно-содержательный
и мыслительно-операциональный элементы;
мотивационный, объединяющий совокупность
нравственно-нормативных, эмоционально-отношенческих и социально-личностных
мотивов;
эмоциональный, включающий систему позитивных и негативных
эмоций, связанных с отношением личности к своей Родине;
аксиологический, исследующий ценность Родины и ценность
патриотизма;
поведенческий, объединяющий волевой, деятельностный и
потенциальный компоненты.
При формировании патриотического сознания у школьников
следует опираться на принципы комплексного воздействия, на все его структурные
компоненты, а также принципы системности, преемственности и непрерывности
процесса формирования патриотического сознания; развития патриотических качеств
личности; практической направленности и социальной обусловленности данного
процесса; историзма в патриотическом воспитании; учета возрастных особенностей
школьников.
Эффективность процесса воспитания патриотического
сознания у учащихся обеспечивается совокупностью используемых средств, методов
и форм обучения и воспитания, способствующих формированию системы знаний,
взглядов и убеждений, потребностей и мотивов патриотического поведения.
Принципами патриотического воспитания являются:

принцип системно
организованного подхода, который предполагает скоординированную,
целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по
патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

принцип адресного
подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и
методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной,
профессиональной и других групп населения. Он указывает на разно уровневую
включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как семья,
ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный
коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и
другими особенностями общества в целом;

принцип активности
и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу
в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок,
ориентированных на национальные интересы России;

принцип
универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий
целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого
фактора формирования патриотизма, как социально-ценный опыт прошлых поколений,
культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту
и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;

принцип учета
региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий
пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и
местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к
родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так
далее.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
В начальной школе патриотическое воспитание можно начать
с внеклассных мероприятиях.
Так для воспитания патриотизма в работе можно использовать
народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос,
фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного
искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем
богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Вначале
эта работа осуществлялась на уроках, потом через фольклорный кружок, через
факультативы по эстетике. Деятельность учителя не ограничивается только уроком,
а выливается в организацию выставок детского рисунка, совместное с детьми
оформление сцены во время традиционных общешкольных праздников и многое другое.
Затем углубляется и расширяется работа по русской тематике. Уроки проводятся в
занимательной игровой форме. В содержание уроков включается больше
исторического материала. Обязательно учащиеся знакомятся с традициями,
обрядами, преданиями своего народа. В работе необходимо использовать
взаимодействие трех видов искусства — слова, живописи, музыки, где
показывается, как одно и то же явление изображают разных дел мастера.Работая в
данном направлении, можно с уверенностью сказать, что: учащиеся с интересом
будут изучать материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами
являются участниками творческого процесса; повышается их культурный уровень,
возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях. Все
это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.
Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе
Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном
отношении к ней. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях
школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности
и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для
сохранения природных ресурсов России. Но символами России являются не только
белая березонька, да могучий дуб. Для нашей страны характерными считаются еще
немало чудесных черт — от русских богатырей и красавиц до блюд национальной
кухни и художественных промыслов. Конечно, в одном уроке невозможно целиком
охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и
заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России,
можно и нужно. И если ребенок с детства будет бережно относится к своим
национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет
патриотом своей страны. Воспитательная работа на уроках даст заметные
результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому
воспитанию детей, и если она по содержанию и по методам реализации будет
усложняться от класса к классу.
Учет возрастных особенностей детей требует широкого
применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной
активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Следует
подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными
историческими моментами вызваны тем, что младшим школьникам свойственно
наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только
художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые»
наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду,
орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна
для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами
старины. Для этого желательны посещения музеев. Именно здесь для ребенка
открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.
Не менее важным условием нравственно-патриотического
воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к
истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать,
внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению
к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под
вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране,
через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь
А.С. Макаренко необходимо использовать при работе и с детьми, и с их
родителями. Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или
селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д.
Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком
выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести
«мини-исследование». Причем учитель вместе с родителями должен
выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее
«территориальные» и «временные рамки», например,
исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится
школа или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего
предприятия и т.д.
Совместная деятельность детей младшего школьного
возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости,
удовлетворения, способствует формированию у ребенка положительной самооценки и
положительно окрашенного, комфортного психологического состояния. Полученный
эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает
горизонты творчества. От того, что вложил педагог в душу ребенка, будет
зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения
с окружающим его миром.
Если принять воспитание как целенаправленную организацию
процесса вхождения ребёнка в современное общество, развитие его способности
жить в нём достойно, формирования ценностных отношений личности ребёнка к
окружающему миру во всех его проявлениях, становится очевидной неотложность
решения проблем воспитания патриотизма.
Нужно помнить, что система патриотического воспитания не
может оставаться в неизменном виде. В соответствии с требованиями ФГОС НОО
перед нами возникла необходимость внесения изменений, поиска оптимальных путей
воспитания младшего школьника, создания условий, способствующих формированию
патриотических качеств личности.
Безусловно, гражданско-патриотическое воспитание в школе
должно охватывать всю педагогическую деятельность, пронизывать все структуры,
интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся.
Патриотизм является важнейшим содержательным
компонентом индивидуального и общественного сознания, «механизмом
самосохранения народа». Это обусловливает
необходимость целенаправленного формирования патриотического сознания у
российских граждан и, следовательно, создания целостной системы формирования
патриотического сознания, главное место в которой должно принадлежать школьной
системе патриотического воспитания. Патриотическое
сознание представляет собой содержательный пласт общего сознания
личности, имеющий свою специфику, направленность, связанную со своеобразием
отражения феномена Родины, осмыслением его, определением своего отношения к
Родине. Основной функцией патриотического сознания является целеполагание в
отношении Родины, планирование собственного поведения и деятельности, связанных
с Родиной, их регулирование. К свойствам патриотического сознания относятся:
построение отношений, касающихся всего многообразия мира Родины, познание всех
аспектов этого мира, в том числе – нравственных норм отношения к Родине,
переживание патриотических чувств относительно своей Родины.
Библиографический список
1. Агапова
И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: 2002. – 212 с.
2. Глебов
А.А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения
/ Учебное пособие. – Волгоград: Перемена, 2004. – 102 с.
3.
Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: Особенности,
подходы, подготовка будущих читателей. – Челябинск, 1997. – 217 с.
4.Концепция
патриотического воспитания граждан Российской Федерации.https://www.google.ru/search?q=концепция+патриотического+воспитания+граждан+российской+федерации&oqhttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153152/
5. Лутовинов
В.И., Мельниченко И.И. Развитие патриотизма в России 21 века: Концепция,
программа и практика патриотического воспитания молодых граждан России. – М.:
Светотон, 2004. – 256 с.
6.
Прутченков А., Новикова Т. Парадоксы гражданского образования в современной
России// Теоретический и научно – методический журнал. Воспитание школьников.
Школьная пресса, 10, 2006.
7. Юдин Э.Г.
Системный подход и принцип деятельности: методология проблемы. – М.: Наука,

1987. – 164 с.

11:55
915
Нет комментариев. Ваш будет первым!