Помощь учителю в работе с гиперактивными детьми

Тип статьи:
Авторская

Помощь

учителю в работе с гиперактивными детьми
Синдромы дефицита
внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения
среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения
фиксируются значительно чаще, чем у девочек. С появлением интеллектуальных
нагрузок, норм и требований возникают трудности в учебе. Чрезмерная
двигательная активность и невозможность сосредотачиваться длительное время на
выполнении необходимого задания обращают на себя внимание педагогов уже в
первые месяцы обучения. В отличие от дошкольной среды школьная среда
выстраивает для ребенка ряд важных требований, ограничений и в то же время
показывает ожидания социума – требует усидчивости, сосредоточенности, умения
планировать, регулировать и контролировать свою деятельность, действовать по образцу,
что трудно достижимо при гиперактивности.
С поступлением ребенка в школу
требования к нему существенно возрастают. Он должен вписаться в коллектив
класса, а это требует подчинения определенным условиям. Если ребенку в
отношениях с одним-двумя партнерами еще как-то удается следовать простым
правилам, то в большой группе детей, например во время коллективной игры,
данная задача оказывается ему не по силам. Он пытается по-своему изменить
правила, и если другие его не поддерживают, то возникает ссора. Уже очень скоро
товарищи отказываются следовать требованиям своего гиперактивного сверстника,
тем более что сами они принимают действующие условия. Беда в том, что этому
ребенку попытки соблюдать правила не удаются. В отчаянии он начинает плакать,
за что товарищи его высмеивают.
Потребности гиперактивного ребенка.
Высокая потребность гиперактивного ребенка в движении
и малая подвижность на уроке, а часто ограничения в движении на переменах.
Импульсивность поведения ребенка и нормативность
отношений на уроке (вопрос «учителя» — ответ «ученика»)
Многоканальное восприятие гиперактивного ребенка и
недостаточный арсенал способов предъявления учебного материала учителем
(визуальная, тактильная, двигательная)
Игровой опыт ребенка и отсутствие игрового
пространства в школе.
Неустойчивая работоспособность гиперактивного ребенка
и фиксированная (формальная, стандартная) система оценивания знаний, умений,
навыков.
Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми:
Обязательно оценивать хорошее поведение и успехи в
учебе, хвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
Уменьшить рабочую нагрузку, по сравнению с другими
детьми.
Делить работу на более короткие, но более частые
периоды. Использовать физкультминутки.
Посадить ребенка во время занятия, по возможности,
рядом с взрослым. Оптимальное место для гиперактивного ребенка — в центре
класса, напротив доски, он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему
должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в
случаях затруднений.
Использовать физический контакт (поглаживания,
прикосновения) в качестве поощрения и снятия напряжения.
Направлять лишнюю энергию гиперактивных детей в
полезное русло: во время урока просить их помочь — вымыть доску, раздать бумагу
и т.д.
На определенный отрезок времени давать лишь одно
задание. Если предстоит большое задание, то его надо предлагать в виде
последовательных частей, и периодически контролировать ход работы над каждой
частью, внося необходимые коррективы.
Давать задания в соответствии с рабочим темпом и
способностями ученика. Важно избегать предъявления завышенных или заниженных
требований.
Учить выражать свои эмоции.
Договариваться с ребенком заранее о тех или иных
действиях.
Давать короткие и четкие инструкции (не более 10 слов).
Использовать гибкую систему поощрений и наказания.
Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
При разговоре с ребёнком опускаться на уровень его
глаз, смотреть ему в глаза, взять за руки.
Запомнить, гиперактивность – это не поведенческая
проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический
диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями,
авторитарными указаниями и убеждениями.
Родителям
детей с синдромом дефицита внимания:

В своих отношениях с ребенком
придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он
этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет закрепить уверенность ребенка
в собственных силах.
Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
Давайте ребенку только одно задание на
определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
Для подкрепления устных инструкций
используйте зрительную стимуляцию.
Поощряйте ребенка за все виды
деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками,
раскрашивание, чтение).
Поддерживайте дома четкий распорядок
дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно
соответствовать этому распорядку.
Избегайте по возможности скоплений
людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает
на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
Во время игр ограничивайте ребенка лишь
одним партнерам. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
Оберегайте ребенка от утомления, поскольку
оно привводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Упомянутые методы не устраняют
нарушения, но дают возможность справляться с его проявлениями, помогают
смягчить множество последствий, таких, как отставание в учебе, чувство
неполноценности, распад семьи, увечья, необходимость помещения в специальные
поведения. Чем лучше поставлена разъяснительная работа учителя, тем больше
возможность своевременного оказания помощи, тем боль ше шансов у ребенка найти свой
индивидуальный путь в общество.